В сегодняшнем кейсе мы раскроем одну историю о том, как создавался наш обучающий курс «Применение ИИ в образовательной среде«
Всё началось с идеи, что нам нужен полный гайд по теме, которой мы можем обучать других и привлекать на свою сторону новых сотрудников, обученных по нашей программе.
При создании курса мы всегда прорабатываем критерии, по которым будем судить об успешности обучения, собственно, конкретно об этом мы сегодня поговорим подробнее, о критериях.
Среди главных критериев мы выделяем три:
1. Вовлеченность в учебный процесс
2. Эффективность учебного процесса
3. Успеваемость студентов
Пройдёмся по каждому из критериев. Укажем критерии оценки и потенциальные проблемы, которые могут снижать результативность курса.
1. Вовлеченность в учебный процесс
Критерии оценки:
— Посещаемость занятий: Регулярность и активность участия студентов на лекциях и семинарах.
— Активность в онлайн-платформах: Частота и качество взаимодействия студентов с контентом курса на онлайн-платформах, таких как форумы или чаты.
— Участие в обсуждениях и проектах: Вовлеченность студентов в групповые обсуждения, выполнение проектов и участие в дебатах.
— Оценка обратной связи: Уровень участия студентов в предоставлении обратной связи о курсе и его компонентах.
Проблема: Ученики часто пропускают задания или выполняют их формально без должного интереса.
Решение: Использование геймификации и интерактивных заданий.
Пример: В курсе по маркетингу студентам предлагается создать виртуальную рекламную кампанию для вымышленного продукта. Каждый этап кампании оценивается баллами, и студенты соревнуются за лидерство в общем рейтинге курса. Это стимулирует интерес к выполнению заданий и повышает вовлеченность.
2. Эффективность учебного процесса
Критерии оценки:
— Достижение учебных целей: Насколько успешно студенты достигают поставленных целей и задач курса.
— Качество преподавательских материалов: Оценка актуальности и полезности представленных материалов.
— Использование ИИ-инструментов: Эффективность применения ИИ в адаптации и персонализации учебного процесса.
— Отзывчивость преподавателей: Скорость и качество ответов на запросы и вопросы студентов.
Проблема: Студенты тратят много времени на поиск информации и выполнение домашних заданий, но качество усвоения материала остается низким.
Решение: Персонализированные учебные траектории и адаптивное обучение.
Пример: Курс по аналитике данных использует систему рекомендаций, которая анализирует успехи студента и предлагает ему задания разного уровня сложности в зависимости от его прогресса. Если студент справляется легко, ему предлагаются более сложные задачи, чтобы поддерживать высокий уровень мотивации и эффективности.
3. Успеваемость студентов
Критерии оценки:
— Результаты тестов и экзаменов: Средние баллы студентов по тестам и экзаменам.
— Прогресс в обучении: Оценка улучшений знаний и навыков в течение курса.
— Сравнение с предыдущими периодами: Сравнение текущей успеваемости с результатами прошлых лет или семестров.
— Индивидуальные достижения: Признание и анализ индивидуальных успехов и улучшений.
Проблема: Некоторые студенты испытывают трудности с пониманием сложных концепций и отстают от общей группы.
Решение: Микрообучение и наставничество.
Пример: После прохождения сложного модуля по математике, студент может пройти короткий тест, который выявляет пробелы в знаниях. Затем система направляет его на короткие видеоуроки или предоставляет доступ к индивидуальному чату с преподавателем-наставником, который помогает разобраться в трудностях.
Помимо описанных выше методов, оценка эффективности онлайн-курсов действительно может включать множество различных метрик, помимо стандартных показателей успеваемости. Вот несколько альтернативных методов оценки, которые можно рассмотреть:
1. Процент завершивших курс
Описание: Этот показатель измеряет долю учеников, которые прошли весь курс до конца, включая все модули и финальные тесты.
Преимущества: Показывает общую заинтересованность студентов в материале и их способность завершить начатое.
Недостатки: Не всегда отражает реальную глубину знаний. Студент мог просто «пройти» курс ради сертификата, не уделив достаточно внимания содержанию.
Как решить проблему: Добавлять промежуточные контрольные точки (например, мини-тесты), которые проверяют понимание ключевых моментов. Также можно предложить студентам участие в дискуссиях или проектах, требующих применения полученных знаний.
2. Трудоустройство выпускников
Описание: Оценивается доля студентов, которые нашли работу или повысили свою квалификацию благодаря курсу.
Преимущества: Один из самых объективных показателей успешности курса, особенно если он направлен на профессиональную подготовку.
Недостатки: Трудоемко отслеживать данные о трудоустройстве всех участников. Кроме того, успех в поиске работы зависит не только от качества курса, но и от состояния рынка труда, личных качеств соискателя и других факторов.
Как улучшить: Включать в курс карьерные консультации, помощь в составлении резюме и проведение вебинаров с экспертами отрасли. Можно также организовать стажировки или партнерства с компаниями, заинтересованными в найме выпускников курсов.
3. Отзывы и рекомендации
Описание: Анализируются отзывы студентов о курсе, их удовлетворенность процессом обучения и готовность рекомендовать курс другим людям.
Преимущества: Отзывы дают представление о субъективном восприятии курса, что важно для понимания сильных и слабых сторон.
Недостатки: Мнения могут быть субъективными и зависеть от настроения или ожиданий конкретных людей. Иногда негативные отзывы оставляют те, кто изначально был настроен скептически.
Что делать: Проводить регулярные опросы среди студентов, предлагать анонимные формы обратной связи. Важно учитывать не только общие впечатления, но и конкретные предложения по улучшению курса.
4. Количество выполненных домашних заданий
Описание: Измеряется доля студентов, выполнивших все домашние задания и проекты, предусмотренные программой курса.
Преимущества: Позволяет оценить степень участия и вовлеченности студентов в учебный процесс.
Недостатки: Может быть недостаточно информативным показателем, если задания слишком простые или, наоборот, чрезмерно сложные.
Решения: Разнообразие типов заданий (тесты, эссе, групповые проекты) поможет учесть разные стили обучения. Регулярная проверка результатов и обратная связь помогут мотивировать студентов выполнять задания качественно.
5. Применение знаний на практике
Описание: Проверяются реальные результаты применения знаний, полученных на курсе, в профессиональной деятельности или повседневной жизни.
Преимущества: Самый точный способ оценить практическую ценность курса.
Недостатки: Требует времени и ресурсов для сбора данных. Например, нужно будет проводить интервью с выпускниками спустя некоторое время после окончания курса.
Рекомендации: Включайте кейс-стади и практические задания, которые требуют применения изученного материала в реальной ситуации. Организуйте форумы или сообщества выпускников, где они смогут делиться своими достижениями и опытом.
Илья Щедрин. Технический директор NetFormat Studio.
сайт NetFormat.ru
NetFormat предлагает полный спектр оптимизации ваших бизнес процессов. От трафика и привлечения до воронки продаж и обучения с ИИ. Мы делаем круто — https://netformat.ru/services/